Почему "сгорают" деревья: бактериальный ожог плодовых обнаружен в 10 регионах России

Добавить в мою подборку
: Бактериальный ожог плодовых деревьев

У ваших плодовых деревьев сохнут и скручиваются листья, вянут соцветия и плодоножки, а на коре появляются мокнущие язвы? Возможно, вы имеете дело с таким инфекционным заболеванием, как бактериальный ожог плодовых культур.

Если вы обнаружили заболевшее дерево не сразу, то велик риск того, что вылечить это заболевание уже нельзя – но можно предотвратить его распространение и снизить риск заражения тех плодовых культур, которые пока еще не успели заразиться.

Бактериальный ожог плодовых культур – инфекционное заболевание, вызываемое высокопатогенной бактерией Erwinia amylovora и поражающее культурные и дикорастущие растения семейства Розоцветные. Именно эта бактерия, в отличие от других похожих на нее видов, вызывает тяжелые формы ожога.

Откуда взялся и куда подался?

Высохшие листья на дереве Высохшие листья на дереве

Бактериальный ожог плодовых культур, вызванный бактерией Erwinia amylovora, был впервые замечен в штате США Нью-Йорк в конце XVIII века, откуда пробил себе путь и в другие страны. "Прорубить окно" в Европу ему удалось в ХХ веке, где он постепенно "осваивал" территории разных стран, от Кипра на юге, до Швеции на севере.

В России первые упоминания бактериального ожога плодовых культур относятся к 1915 году, когда в Курской области было обнаружено заболевание деревьев, очень схожее с американским, однако доказать их полное соответствие тогда не удалось.

С момента обнаружения в России болезнь успела распространиться в нескольких регионах страны – Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Липецкой, Самарской, Саратовской, Тамбовской областях и Ставропольском крае, а также в Карачаево-Черкесской Республике.

Позже бактериальный ожог плодовых культур обнаружили и в соседних с Россией странах – Беларуси, Латвии и Литве.

В общей сложности в настоящее время болезнь успела поразить деревья не менее, чем в 36 странах мира.

Зачем пришел?

Бактериальный ожог на груше, фото с wikipedia.org Бактериальный ожог на груше, фото с wikipedia.org

Фото с wikipedia.org, автор - Ninjatacoshell

Бактериальный ожог плодовых культур особенно опасен для груши, кизильника, боярышника, айвы, яблони, пираканты, мушмулы, рябины. Менее опасно заболевание для ирги, земляники, малины, розы, вишни, сливы, черешни и абрикоса.

В настоящее время почти все сорта яблонь и груш не обладают иммунитетом к Erwinia amylovora.

Опытные садоводы советуют не приобретать импортные саженцы, привитые на клоновые подвои, поскольку последние часто поступают в продажу уже с вирусами.

Чем вооружен и очень опасен?

Белые капли на листьях цветущего дерева, фото с bio-protect.de Белые капли на листьях цветущего дерева, фото с bio-protect.de

Фото с bio-protect.de

В народе эту разновидность бактериального ожога называют американской эрвинией, но она способна менять свои гены и ферменты, приспосабливаясь к любому климату.

Коварство бактериального ожога плодовых культур состоит в том, что при попадании в ваш сад он затаивается в коре какого-нибудь дерева и будет вести себя тихо до тех пор, пока не почувствует себя в полной безопасности. Но в этот момент все предпринятые вами меры в отношении его изгнания будут уже бесполезными.

Проникнув в древесную кору, американская эрвиния начинает невидимо накапливаться внутри дерева, переживая свою первую зиму.

До 90% бактерий Erwinia amylovora во время своей первой "зимовки" под корой дерева погибают.

А вот весной бактерии просачиваются наружу и имеют вид капель молочно-белого цвета, буреющих на воздухе. С увеличением температуры воздуха бактериальный ожог начинает размножаться в геометрической прогрессии.

Идеальные условия для быстрого размножения Erwinia amylovora – температура воздуха от 25°C, но численность колонии неплохо увеличивается уже при 20°C. Если к теплой погоде прилагается еще и влажность, это способствует скорейшему размножению болезни в вашем саду.

Пчела опыляет цветы на дереве Пчела опыляет цветы на дереве

В летнее время бактериальный ожог быстро двигается по растению, блокируя его иммунитет и вызывая некроз тканей. Помогают болезни распространяться в саду разносчики бактерий – насекомые и ветер, а усугубляют ситуацию сопутствующие грибковые и бактериальные заболевания культур, с которыми Erwinia amylovora охотно "дружит". Постепенно подверженные болезни растения гибнут одно за другим.

Как спасти сад от бактериального ожога?

Бактериальный ожог симптомы Бактериальный ожог симптомы

Для защиты садов от бактериального ожога плодовых культур государство, как правило, применяет карантинные меры в виде временного запрета на ввоз восприимчивых к болезни плодовых культур и их саженцев из тех регионов, где она обнаружена. Но в полной мере это ситуацию не спасает, поскольку американская эрвиния, напомним, переносится ветром, насекомыми, а также птицами. Это означает, что по весне каждый садовод должен быть начеку и беречь свои розоцветные культуры как зеницу ока.

Самое главное – это при установлении температуры воздуха на отметке 20°C регулярно осматривать свои кустарники и деревья на предмет появления подозрительных молочно-белых капель, которые на воздухе постепенно становятся бурыми. Кроме этого, на заболевшем растении обязательно отыщутся усохшие молодые побеги, изогнутые в виде крючка, а в более запущенных случаях – усохшие цветки и мумифицированные плоды на побегах и цветоножках.

Если болезнь обнаружена, пора сразу же переходить к решительным действиям.

Трещину, из которой выделяется белый вязкий экссудат, зачистите от грубой коры, затем растворите таблетку Офлоксацина в 1 л воды, смочите в этом растворе кусок марли и наложите его на поврежденное место дерева, сверху обмотайте пленкой и закрепите ее.

В самом начале сокодвижения растение под корень поливают препаратом Превикур Энерджи, который блокирует распространение заразы внутри дерева.

В целях профилактики заболеваний деревьев можно не позже, чем за 10 дней до цветения, опрыскать все дерево раствором воды с Офлоксацином (2 таблетки на 10 л).

Молодой садовник опрыскивает розы Молодой садовник опрыскивает розы

На стадии набухания бутонов нужно обработать деревья антибиотиками. Опытные садоводы советуют использовать для этих целей Ампициллин в количестве 1 г на 10 л, а дополнительно добавить в раствор стакан сахара и 1 ст.л. меда. Это делается для того, чтобы пчелы и мухи, которые прилетят в ваш сад, питались исключительно этим нектаром, избегая белых капель американской эрвинии, и не переносили вредную бактерию.

Обработку антибиотиком рекомендуется производить дважды до цветения и единожды – в самом его начале.

В дополнение к антибиотикам после окончания срока их действия специалисты советуют дополнительно обработать сад аэрированным компостным чаем.

Цветущий и отцветающий сад обрабатывают смесью Скора с Фитолавином.

В середине лета во влажную погоду сад опрыскивают Фитолавином либо смесью Ампициллина и Офлоксацина дважды с перерывом в одну неделю. А для осенней обработки плодовых культур лучше всего подойдут препараты, содержащие тиобациллы.

Бактериальный ожог плодовых культур – опасная болезнь, уничтожившая множество растений семейства Розоцветные в нескольких странах мира. К сожалению, борьба с ней возобновляется из года в год. Но уберечь от нее свой сад, как видим, вполне реально. Перефразируя известное правило, получим вывод: "Помоги своему саду сам!" Кстати, а вам эта болезнь где-нибудь встречалась?

Добавить в мою подборку