Культиваторы и мотоблоки: советы по выбору и обслуживанию

Добавить в мою подборку
: Фермер управляет мтоблоком

Немногие дачники отказываются от возможности устроить на своих сотках хотя бы пару грядок. И для большинства людей основным инструментом для этого остается обычная лопата. Если же речь идет об участке большой площади, приходится использовать технику.

Причем сейчас частники все чаще утверждают, что занимаются посадками исключительно "для души", мол, купить дешевле, но свое лучше. Спорить с этим утверждением трудно, однако не очень верится, что перелопатить огород – именно то занятие, о котором они мечтали всю зиму. Тем более что специализированная техника – культиваторы и мотоблоки для участков большого масштаба – давно уже создана. Остается только выбрать, какая вам больше подойдет.

Чем отличается мотоблок от мотокультиватора

Почти все культиваторы и мотоблоки, за редким исключением, рассчитаны в первую очередь на обработку земли с помощью фрез. Строго говоря, это не вспашка, это "перемешивание" поверхностного слоя почвы. Если мощности и веса достаточно, многие модели тоже могут использоваться с плугом, но плуг чаще является дополнительным оборудованием. Вот как раз от того, что можно установить на технику, и зависит, мотоблок она или культиватор. 

Тут довольно просто: все оборудование делится на прицепное и навесное. Основное прицепное оборудование – это плуги, окучники, картофелевыкапыватели, прицепы-тележки разных видов. В общем, то, что прицепляют и тянут. Или толкают, как лопаты для уборки снега. Навесное оборудование требует для своей работы привода от двигателя: это, к примеру, насосы, косилки, щетки, снегоотбрасыватели. Для их работы необходим вал или шкив отбора мощности – если такой вал или шкив есть, мы имеем дело с мотоблоком, если техника способна работать с прицепным оборудованием – это культиватор. Маленькое уточнение: чтобы считать машину мотоблоком, необходимо еще, чтобы навесное оборудование к ней было доступно.

Какие бывают культиваторы

Возможности культиваторов более всего зависят от их веса. И тут можно провести условное деление по "весовым категориям".

Культиваторы сверхлегкого класса – модели, рассчитанные только на обработку относительно легкой почвы и рыхление. Весят такие 10-15 кг, оснащаются электродвигателями.

Культиваторы легкого класса весят 20-30 кг, оснащены бензиновым или электрическим мотором. Технику этой весовой категории нет смысла оборудовать дизельным двигателем. Причем многие мотоблоки выглядят так же, как культиваторы – фактически добавлен только еще один ручей на шкиве, на который ставят приводной ремень. Впрочем, компоновки мотоблоков бывают разные. К категории мотоблоков отнесем и модели, у которых имеется вал отбора мощности и единственная съемная "активная навеска" – фрезы, которые вращаются навстречу колесам. Для работы с другим оборудованием узел с фрезами снимают. Некоторые такие модели с дизельными моторами весят более 300 кг.

Модели с прицепным оборудованием способны работать на более тяжелых почвах.

Наиболее распространены культиваторы среднего класса. Весят они 40-60 кг, на отдельных экземплярах встречаются электродвигатели, но обычно на них ставят бензиновые моторы. Легкие модели способны работать с прицепным оборудованием вроде окучника и полольника. Для работы с плугом нужна машина весом не менее 50 кг и желательны дополнительные утяжелители. Разумеется, для таких работ фрезы следует поменять на колеса – металлические с грунтозацепами или пневматические. 

Теоретически ряд культиваторов может применяться и с прицепной тележкой. "Тяжелых" культиваторов практически не выпускают, их нишу занимают мотоблоки.

Какие бывают мотоблоки

Минимальный вес в этой категории – хотя бы 50 кг, но чаще больше, от 60 до 100. Двигатель почти всегда бензиновый.

Стоит заметить, что сверхлегкие модели имеют частоту вращения фрез 250-350 об/мин, с увеличением веса частота уменьшается. Рабочая частота вращения у тяжелых моделей составляет порой менее 100 об/мин.

Устройство культиватора и мотоблока

Независимо от веса многие узлы культиваторов и мотоблоков сходны. Конечно, мало общего между десятикилограммовым культиватором и мощным мотоблоком, но в пределах одной категории количество вариантов исполнения отдельных узлов ограничено.

Типы двигателя для садовой техники

close-up, the farmer includes tillers, inspection, repair close-up, the farmer includes tillers, inspection, repair

Электрические характерны для сверхлегкого и легкого классов (сюда же отнесем все модели с питанием от аккумулятора). Асинхронные ставят на легкий и легкий средний классы, но, вообще-то, это просто варианты исполнения, созданные на базе бензиновых моделей. Бензиновые двигатели в этой категории – обычные четырехтактные, мощностью от 3-4 до 6-7 л.с. Как правило, это разновидности "верхнеклапанных" моторов. Более сложные двигатели стоят дороже, встречаются редко.

Сцепление для мотоблока 

Image of a clutch basket in section Image of a clutch basket in section

В подавляющем большинстве случаев используют клиноременную передачу. Очень удобно и просто: когда сцепление выключено, ремень висит на шкивах, если натянуть его с помощью ролика – крутящий момент передается от мотора к редуктору. Для натяжения достаточно тросовой системы. 

Есть и другие разновидности: на некоторых дорогих и мощных моделях применяют пневмосцепление – для прижатия ролика используется клапан, связанный со впускным коллектором двигателя (в нем во время работы образуется разрежение). 

Фрикционное сцепление встречается у моделей с вертикальным расположением коленвала двигателя, а также на ряде мощных мотоблоков. Наконец, на моделях сверхлегкого класса сцепления, как такового, может вообще не быть.

Редуктор для мотоблока

Тут примерное деление таково. Червячный редуктор характерен для легких моделей, цепной – для среднего класса, шестеренчатый и шестеренчато­цепной – для ряда мотоблоков. Словом, чем выше нагрузки, тем мощнее должен быть передаточный механизм.

Фрезы для мотоблока

Один из немногих узлов, исполнение которого одинаково почти у всех видов техники. Представляют собой вал, к которому крепятся ножи: либо на болтах с гайками, либо на мощных заклепках. Обычно ножей бывает по четыре. Между собой и с выходным валом фрезы чаще всего соединяются с помощью стальных пальцев на быстросъемных шплинтах или специальных защелках. В зависимости от мощности мотора количество фрез колеблется от двух до четырех с каждой стороны ("правые" и "левые" фрезы выполнены зеркально).

Бывает, что пара фрез с каждой стороны выполняется на едином вале: это характерно для культиваторов с тремя парами фрез. Одну пару поставить на них тоже реально, но не всегда.

Ножи фрез могут быть заострены, тогда они будут хорошо входить в почву, но при этом разрезать корни сорняков (а те получат хороший шанс быстро прорасти). Если же ножи немного затуплены, часть корней будет наматываться на фрезы, их придется чаще чистить, зато сорняков вырастет меньше.

Коробка передач культиватора и мотоблока

Культиваторы среднего класса довольно часто оснащают реверсом – задней передачей. Но это не совсем "коробка", все проще. Наиболее частое исполнение – два ремня и два прижимных ролика, ведущих шкивов тоже два: шкив переднего хода находится на оси двигателя, шкив заднего приводится во вращение через шестеренчатую передачу. 

Ведомый шкив один, направление движения будет зависеть от того, к какому ремню прижмется соответствующий ролик. Это самая популярная компоновка для культиваторов, но отнюдь не единственная, встречаются модели и с шестеренчатой коробкой передач "после ведомого шкива". Но тут уже много вариантов: коробка может быть встроена в редуктор или быть выполнена отдельным блоком. Мотоблоки обычно оборудуют полноценной шестеренчатой коробкой, отдельной или совмещенной с редуктором. Но у них скоростей уже больше – от двух до шести передних, одна-две задние.

Шкив, или вал отбора мощности

Присутствует только на мотоблоках. Самый простой вариант – дополнительный шкив, выточенный совместно со шкивом ременной передачи. Тут тоже все просто: закрепил "навеску", натянул ремень – и техника готова к работе. На более мощных аппаратах применяется шлицевой, или шестеренчатый ВОМ. Они способны передавать очень высокие нагрузки, но не универсальны: "навеска" для них нужна соответствующая.

Управление мотоблоком

Основные органы управления располагают на рукоятке. Но далеко не все. Минимум – рычаги сцепления, обычно и рычаг газа (хотя на небольших культиваторах его могут и не ставить). Выключатель бензинового двигателя крепится на моторе, хотя его могут и продублировать. Если есть настоящая коробка передач – есть и рычаг их выбора: или небольшой, на рукоятке, с тросовым управлением, или просто рычаг на коробке (может быть длинным, чтобы было удобнее дотянуться).

Рукоятка управления на легких моделях обычно фиксирована. Максимум – способна регулироваться по высоте. На более тяжелых рукоятку нередко можно и поворачивать вправо-влево.

Сошник для мотоблока

Металлический прут или полоса, с помощью которой задают глубину культивации. Располагается в задней части машины. Может регулироваться по глубине входа в почву или выпускаться в нерегулируемом варианте, тогда глубину устанавливают, поднимая или опуская рукоятки культиватора. Иногда на легких моделях отсутствует: все равно глубоко они не зароются, да и вытащить их нетрудно.

Транспортировочные колеса для культиватора

Имеют много разных вариантов исполнения: съемные или поднимаемые, переворачиваемые (совмещенные с сошником) одно или два, спереди или сзади. Для пользователя важнее удобство перевода культиватора в "боевое" положение, т.е. насколько быстро можно приехать "на колесах" к участку и перестроить культиватор для работы.

Обслуживание культиваторов и мотоблоков

Здесь все не сложнее, чем у любой моторной техники. Даже проще: запас прочности у большинства узлов многократно превосходит рабочие нагрузки. Основные работы по обслуживанию связаны с двигателем: это периодическая замена масла и очистка воздушного фильтра – другие нужны бывают редко.

Специальное масло для садовой моторной техники тоже не дефицит. Смазка есть и в редукторах, и в коробках передач (если таковые есть), но тут уже надо изучать инструкции: нередко редукторы делают необслуживаемыми, замены смазки они вообще не требуют. Прочие работы тоже довольно просты и понятны и чаще всего сводятся к регулировке натяжения тросов управления, замене приводных ремней и очистке самой машины.

Если мы вас убедили, и вы готовы сэкономить свои силы, разделив обязанности по вскапыванию огорода с современной садовой техникой, не сомневайтесь, стоит ли вкладывать деньги в ее покупку, ведь такое приобретение освободит время для более приятных занятий и отдыха на природе. Ну а какой агрегат выбрать, решать вам. 

Технику выбирал Максим Грибоедов.

Добавить в мою подборку
Сегодня читают
Авторизация
Культиваторы и мотоблоки: советы по выбору и обслуживанию
Техника для дачи