Японский сад "от кутюр"

Добавить в мою подборку
:

Композиции из кряжистых бонсаев, стелющихся по земле лишайников и журчащих ручейков стали визитной карточкой Страны восходящего солнца. Рассмотрим основные элементы классического японского сада на примере "Сада гостеприимства" Казуюки Ишихары.

Японский сад – это не просто направление ландшафтного дизайна, а целая философия, во главе угла которой стоит трепетное и благоговейное отношение к природе во всех ее проявлениях. Европейские сады отличаются пестротой и большим разнообразием растений, в то время как композиция в японском стиле может быть садом одного дерева.

Главная задача дизайнера, работающего над созданием такого сада, заставить зрителя не просто любоваться картинкой, а проникаться ею всем своим существом. Чувствовать нежность весеннего бутона, хрупкость первого листочка, могучесть обкатанного ветрами камня… Кто может разбираться в обустройстве садов в японском стиле лучше самих японцев? И если уж брать уроки ландшафтного дизайна, то только у лучших. Например, у любимца Королевского садоводческого общества Казуюки Ишихары.

Казуюки Ишихара

Казуюки Ишихара Казуюки Ишихара

Казуюки Ишихара – дизайнер с мировым именем, пятикратный обладатель премии за лучший природный сад на всемирно известной выставке цветов в Челси, которая ежегодно проводится Королевским садоводческим обществом. Японский мастер участвует в этом шоу почти каждый год и неизменно привозит оттуда медали различного достоинства. Не стала исключением и выставка 2018 года, на которой господин Исихара получил очередную награду в категории "Лучший природный сад" (Best Artisan Garden) за свою работу "О-Мотэнаси-Но Нива" – "Сад гостеприимства".

Философия "Cада гостеприимства"

Схема японского сада Схема японского сада

Омотэнаси – сердце японского гостеприимства

Создавая эту композицию, Казуюки Ишихара вдохновлялся бережно сохраняемой в Японии культурой подлинного и искреннего гостеприимства, "омотэнаси". Смысл этого понятия гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Омотэнаси – это философия, в основе которой лежит стремление к балансу между предупредительностью и ненавязчивостью. Когда забота и внимание к гостю не переходят его личных границ, а сам хозяин ведет себя с честью и достоинством. Гармония взаимоотношений, к которой нужно стремиться.

Композиция сада и выбор растений

ирисы в японском саду ирисы в японском саду

Икэнобо – искусство грамотного сочетания разнообразных природных материалов для создания гармонии и контраста

Баланс пропорций, пожалуй, самое главное правило при планировании участка для японского сада. Чем меньше места на участке отводится для "восточного уголка", тем более компактной и лаконичной должна получиться композиция. Что же касается выбора растений, то здесь японцы придерживаются мнения "лучше меньше, да лучше". Если в европейских садах очень большое внимание уделяется клумбам и цветковым, то в садах созерцания главное место отводится декоративнолиственным культурам.

При разработке своего "Сада гостеприимства" Ишихара руководствовался правилами икэнобо, первой школы развития икебаны. От других направлений эту школу отличает гармоничное сочетание величавости и строгости с нежностью и изысканностью. Именно поэтому для решения поставленной задачи дизайнер использовал синие ирисы. Они расставляют акценты, но при этом не перегружают пейзаж яркими красками.

Скалы и камни

ирисы в японском саду ирисы в японском саду

Покрытые мхом камни придают саду более естественный вид

Композиции из скал и камней – неотъемлемые элементы сада в японском стиле. Неспроста название самой старой дошедшей до наших дней книги по садоводству в Стране восходящего солнца переводится как "Искусство художественного оформления камней". Создатели японских садов считают, что камни и скалы – это своеобразный скелет сада, основа, которая помогает собрать все элементы в единое целое.

Шарики мха, изготовленные командой дизайнеров вручную, заполняют свободное пространство, которого в японском саду должно быть как можно меньше. Создатель хотел придать камням на первом плане композиции эффект влажности, в результате чего было принято решение покрыть их специальным химическим составом.

Водоемы

японский сад японский сад

Водоем – один из основных элементов классического японского сада

Изменчивость воды призвана уравновешивать монолитность каменных элементов композиции. Если камни – это скелет сада, то вода – его кровь. Она сохраняет свою живость и не кажется статичной, даже в чашах и стоячих водоемах. Водопады и ручейки символизируют саму жизнь, ее мимолетность и быстротечность.

Этой же идеи во время создания своего сада придерживался и господин Ишихара. Неподалеку от садового домика он обустроил невысокий водопад, который впадает в пруд, окруженный японскими кленами (Acer japonicum). По замыслу автора, звуки водопада должны заворожить посетителя сада для того, чтобы он смог отвлечься от своих насущных проблем и полностью сосредоточиться на созерцании.

Садовый павильон

японский сад японский сад

Азумайя, японское название для садового павильона

Изначально японцы обустраивали свои сады вокруг "тясицу", маленьких павильонов, которые строились специально для чайных церемоний. Со временем этот элемент композиции перестал быть обязательным, а культура возведения садов стала вполне самодостаточным явлением.

Ключевой элемент работы Казуюки Ишихара, вокруг которого строится вся композиция – маленький садовый домик, который в Стране восходящего солнца называют Азумайя. Его дизайнер решил сделать восьмиугольным. Таким образом мастер отдал дань культуре своей страны, в которой число восемь является счастливым, а заодно и поделился удачей с посетителями своего сада.

Малые архитектурные формы

японский сад японский сад

Укрытый от прямого взгляда фонарь призван уравновешивать массивную конструкцию павильона на общем плане сада

Стремление к гармонии сказывается и на выборе малых архитектурных форм и других декоративных элементов композиции. Их не может быть слишком много или слишком мало, их должно быть ровно столько, сколько нужно для того, чтобы создать баланс и атмосферу, настраивающую на созерцание.

Для этой цели в переднем углу "Сада гостеприимства" установлен фонарь, вырезанный из красного камня. Он не отвлекает на себя внимание и не бросается в глаза, потому что спереди его скрывает причудливо изогнутая маленькая сосна, а сверху – нависающие ветки кленов. Деревья с плакучей и зонтичной кроной довольно характерны для сада в японском стиле. И если первые в основном используют для оформления больших участков, то вторые как нельзя лучше подходят для обустройства камерных территорий.

беседка в японском стиле беседка в японском стиле

Традиция венчать ворота крышей пришла в Японию из Китая

Японский сад – это место, где можно спокойно побыть наедине с собой и своими мыслями. Забыть о суете мира внешнего, для того чтобы обратиться к красоте мира внутреннего. Направьте кипучую энергию не на разрушение, а на созидание – именно этот посыл вкладывает в свои работы маэстро Казуюки Ишихара, обращаясь к своему зрителю. Из года в год сады японского дизайнера занимают призовые места на различных выставках, а это значит, что его идеи находят отклик в сердцах людей всего мира.

Японский сад – это место, где можно спокойно побыть наедине с собой и своими мыслями. Забыть о суете мира внешнего, для того чтобы обратиться к красоте мира внутреннего. Направьте кипучую энергию не на разрушение, а на созидание – именно этот посыл вкладывает в свои работы маэстро Казуюки Ишихара, обращаясь к своему зрителю. Из года в год сады японского дизайнера занимают призовые места на различных выставках, а это значит, что его идеи находят отклик в сердцах людей всего мира.

Добавить в мою подборку
Сегодня читают
Авторизация
Японский сад "от кутюр"
Идеи дизайна